Идея метавселенной, которую с помпой продвигал Марк Цукерберг, постепенно теряет силу. Даже при отдельных достижениях в разработке гарнитур виртуальной реальности становится ясно: громкая концепция так и не обрела массового успеха. На этом фоне особенно заметно отрывное внимание к проектам в области искусственного интеллекта.
В октябре 2021 года Facebook провёл масштабный ребрендинг, и его руководитель Марк Цукерберг, объясняя смену названия компании на Meta, заявил, что приоритеты теперь смещаются с социальных сетей к некой виртуальной вселенной — Metaverse.
Прошло уже 2,5 года, и видно, что несмотря на фрагментарные успехи и появление отдельных сред, которые можно считать прототипами метавселенной, амбициозная идея Цукерберга не оправдала ожиданий. Инвесторы, переключившиеся на новую «большую тему» технологического рынка — искусственный интеллект, фактически похоронили этот проект.
Таким образом, идея метавселенной в том виде, в котором её презентовал Цукерберг, уже фактически утратила поддержку рынка и была записана как ещё одна неудача в длинном списке технологических провалов.
В то же время Meta продолжает финансировать подразделения, работающие над Metaverse. Однако спустя 2,5 года после анонса фокус инвестиций сместился от расплывчатой виртуальной среды к вполне конкретным продуктам — в первую очередь к VR-гарнитурам, чему поспособствовал громкий релиз Apple и её нового устройства Apple Vision.
Тем не менее даже эти усилия по выпуску аппаратов, призванных погрузить пользователя в виртуальные миры, вряд ли воспринимаются как шаги компании, способной кардинально изменить технологический ландшафт или предложить новые практические решения. Стремительное развитие ИИ и борьба технологических гигантов и стартапов за создание собственных моделей заставили инвесторов отойти от расплывчатой концепции метавселенной в пользу искусственного интеллекта.
Вместе с Романом Резниковым, VP Delivery в компании Intellias, мы постараемся пролить свет на зарождение, упадок и возможные перспективы метавселенной.
- «Шум без содержания»: красивые заявления и слабая коммерческая логика
- Метавселенная и цикл внедрения инноваций
- Метавселенная в цифрах и доходах
- Apple Vision Pro — попытка завоевать лидерство в VR
- Инвесторы нашли новую забаву
- Есть ли жизнь в метавселенной
- Виртуальная реальность с искусственным интеллектом приходит на смену метавселенной
- Видео:
- Добро пожаловать в матрицу! Кто будет жить в метавселенной?
«Шум без содержания»: красивые заявления и слабая коммерческая логика
С первых дней Марк Цукерберг уверенно провозглашал метавселенную будущим интернета — пространством, где люди смогут свободно взаимодействовать в цифровых мирах.
По его представлению, пользователи якобы смогут «видеть» и «ощущать» друг друга. Метавселенная должна была предложить крайне захватывающий пользовательский опыт, уверял он. Такие громкие заявления сформировали завышенные ожидания вокруг проекта.
Но если рекламные ролики рисовали впечатляющую картину, то практические демонстрации — например, виртуальные интервью — выглядели гораздо менее впечатляюще.
Ещё одной серьёзной проблемой стало отсутствие понятной бизнес-модели. Успешный продукт решает конкретную проблему клиента, имеет чётко определённую целевую аудиторию и востребован у покупателей.
Неопределённость с тем, что именно представляет собой продукт, стала первой серьёзной ошибкой. Ещё одна — невозможность сразу оценить проект на практике: доступ к первой версии Horizon Worlds получили только жители США в декабре 2021 года, то есть спустя два месяца после громкого заявления.
Первым реальным воплощением метавселенной должна была стать платформа VR Horizon Worlds, доступная тем, у кого есть гарнитура Oculus стоимостью от $400 до $1 000. Высокая планка входа в виде дорогого оборудования тоже не способствовала распространению и интересу к среде.
Метавселенная и цикл внедрения инноваций
Эволюция новой технологии часто описывается с помощью Цикла инноваций — модели, разработанной аналитиками компании Gartner.
По этой модели, после появления технологии наступает пик чрезмерного оптимизма, за которым следует спад в фазу разочарования.
Далее, по мере устранения недостатков, технология очищается от непрактичных ожиданий и выходит на плато продуктивности, где она начинает приносить реальную пользу и использоваться для конкретных задач, принося доход.
Если проследить траекторию метавселенной, становится очевидно, что проект долгое время находился на пике ажиотажа, который не опирался на реальные продукты и не позволял оценить технологию в деле.
Сторонники метавселенной пророчили параллельный мир с VR, экономикой на базе NFT, удобными гарнитурами и единым взаимосвязанным пространством.
Со временем инициатива перешла в фазу разочарования. Вопрос о том, удастся ли технологии выйти на плато продуктивности, остаётся открытым: несмотря на отдельные удачные проекты, завышенные ожидания при отсутствии зрелого продукта затянули метавселенную в стадию избавления от иллюзий, из которой ей будет нелегко выйти.
Роман Резников отмечает:
«Метавселенная — это довольно абстрактный термин, не имеющий единого трактования. Если говорить о перспективах 3D-пространств как таковых, то сегодня они не показали массового интереса или практических кейсов в бизнес-среде. Существуют отдельные решения, но это скорее корпоративные эксперименты, а не источники реальной ценности. В Intellias мы тоже пробовали использовать возможности 3D-пространств: проводили несколько мероприятий в Метавселенной и даже организовали конференцию для проектных офисов наших клиентов в таком формате. Да, это создаёт определённый «вау-эффект», но пока нет устойчивого интереса со стороны клиентов и партнёров. Поэтому перспективы Метавселенной в настоящий момент кажутся неопределёнными. Похожая история была с блокчейном, который так и остался преимущественно в сфере криптовалют, несмотря на множество экспериментов».
Метавселенная в цифрах и доходах
Метавселенная тесно связана с несколькими сегментами рынка: NFT и виртуальной реальностью. Общая динамика рынка NFT демонстрирует спад, а тот факт, что 50% стоимости NFT-контов принадлежит лишь 2% коллекционеров, указывает на то, что NFT не стала массовым инструментом.
Положение на рынке VR и AR-устройств тоже не утешительное. Продажи VR-гарнитур и очков дополненной реальности в США к концу 2023 года сократились почти на 40%, достигнув $664 миллионов. Это куда более резкое падение, чем в 2022 году, когда объём продаж упал на 2% до $1,1 миллиарда.
Подразделение Meta Reality Labs, отвечающее за разработки в области VR и AR, в третьем квартале 2023 года оказалось убыточным на $3,7 миллиарда при выручке в $210 миллионов. С начала 2022 года суммарные убытки подразделения приблизились к $25 миллиардам.
За последний квартал 2023 года Meta Reality Labs впервые продемонстрировало выручку в $1 миллиард. Однако эта цифра теряет смысл на фоне зафиксированного в тот же период убытка в $4,65 миллиарда.
Apple Vision Pro — попытка завоевать лидерство в VR
В начале этого года Apple вывела на рынок свою VR-гарнитуру Apple Vision Pro. Несмотря на высокую стоимость и некоторые ограничения, устройство получило признание как лучшая потребительская VR-гарнитура на рынке.
Некоторые аналитики утверждали, что Apple Vision может вдохнуть жизнь в рынок, на котором ранее предлагались сравнительно слабые и функционально ограниченные решения.
После релиза Apple Vision Pro Марк Цукерберг не упустил шанс напомнить, что гарнитуры Meta дешевле, не требуют внешнего аккумулятора и имеют более широкий каталог приложений.
Тем не менее цена свыше $3 000 делает устройство недоступным для массового потребителя, даже для преданных поклонников бренда. Многие даже считают, что новые и старые устройства находятся в разных ценовых и потребительских категориях.
Apple делает ставку на корпоративных клиентов, готовых оплатить такую цену, в то время как Meta ставит целью сделать VR более доступным, продолжая при этом терпеть убытки на своей технике.
Перед выходом Apple Vision Pro Цукерберг надеялся, что появление дорогой и заметной модели от Apple привлечёт внимание к VR в целом и поможет спасти идею метавселенной, привлекая новых пользователей. Пока же сложно однозначно судить, оправдалась ли эта ставка.
Роман Резников объясняет:
«Apple делает продукты высочайшего качества и располагает огромной базой пользователей. Вопрос лишь в том, как компания намерена раскрыть потенциал Apple Vision. На данный момент устройство скорее напоминает средство для потребления медиаконтента. Вполне возможно, что Apple Vision превратится в игровую платформу. А это уже граничит с тем, что обычно называют Метавселенной. Если взглянуть на саму идею метавселенной под другим углом, то по сути это может оказаться обычной онлайн-3D-игрой без ярко выраженной игровой механики или с весьма специфическим игровым уклоном. Перенесённая в экосистему Apple Vision такая концепция сможет получить второе дыхание».
Инвесторы нашли новую забаву
Чтобы технология прижилась и стала востребованной, требуется приток капитала в продукты и сервисы, которые её используют.
Тем не менее прогнозы о будущем метавселенной во многом опирались на расплывчатые обещания единственного генерального директора. Появление продукта, пусть и в ограниченном варианте, выявило, что ожидания вокруг него были завышены. Это отразилось на потоках инвестиций: проекты, связанные с метавселенной и VR, потеряли значительную долю финансирования в 2023 году.
Похоже, внутри Meta тоже осознали сложности, связанные с метавселенной. Компания Марка Цукерберга перестала делать акцент на этом направлении при общении с инвесторами.
И Цукерберг, и финансовые игроки переключились на новую область интересов. Судя по всему, это искусственный интеллект — в него вложения активно растут в последний год.
Meta также смещает фокус в сторону ИИ. Комментируя неудачный первый квартал, руководство компании заявило о намерении перераспределить ресурсы в пользу инвестиций в искусственный интеллект.
По мнению Романа Резникова, сегодня именно ИИ вызывает гораздо больший интерес предпринимателей и инвесторов.
Есть ли жизнь в метавселенной
Несмотря на трудности с реализацией концепции метавселенной, говорить о её полном упадке преждевременно. Некоторые бренды всё ещё активно развивают свои проекты и представительства в виртуальных мирах. Правда, многие из таких инициатив ближе к практическому использованию AR-технологий в коммерческих задачах.
К примеру, Национальная футбольная лига США (NFL) создала локацию NFL Zone внутри Fortnite. Там доступны две мини‑игры, и лига планирует привлекать знаменитостей для взаимодействия с игроками.
Компания Snap в сотрудничестве с New Balance разработала AR‑фильтр, который в среде Snap помогает пользователям примерять виртуальные товары и получать рекомендации по покупке продукции бренда.
В Японии появилась первая школа в метавселенной — проект, реализованный в партнёрстве VR‑компании Aominext и школы Yushi Kokusai.
Две платформы, о которых часто говорит Цукерберг, — Horizon Worlds от Meta и Decentraland — после громкого старта так и не завоевали массовой популярности среди пользователей.
Список возможных областей применения метавселенной весьма обширен. Но сегодня не хватает полноценно работающих реализаций этих идей в реальном мире.
Виртуальная реальность с искусственным интеллектом приходит на смену метавселенной
На данный момент очевидно: представление о метавселенной, которое так восторженно продвигал Марк Цукерберг, не воплотилось в том виде, в котором его описывали.
Роман Резников так оценивает перспективы метавселенной:
«По моему мнению, любую онлайн‑3D‑игру с открытым миром по сути можно назвать Метавселенной. Такие проекты существовали задолго до того, как заговорили о Метавселенной, и по сей день у них много поклонников. Со временем люди начали понимать, что эти трёхмерные миры годятся не только для игр, но и для социальных активностей. Например, одна из наших команд наткнулась на материал о том, как Red Dead Redemption Online использовали вместо Zoom, и сама попробовала проводить рабочие встречи в онлайн‑игре. Единственное препятствие — во время сессии в виртуальном мире тебя может атаковать монстр или вмешаться другой игрок. Думаю, этот подход имеет потенциал для развития. Возможно, Ubisoft или CD Projekt Red увидят, что их игровые миры можно применять не только как поле для геймплея, но и для иных задач. Но пока такие решения остаются нишевыми и не получили широкого распространения в бизнес‑среде».
Сейчас становится ясно: будущее, скорее всего, лежит в смешении реальности с генеративным искусственным интеллектом. Именно поэтому термин «метавселенная» теряет смысл и рынок вряд ли будет продолжать использовать его в том же значении. Концепция, по сути, не родилась в полной мере, а появление таких технологий, как генеративный ИИ, способно радикально трансформировать представление, озвученное в конце 2021 года.







