Apple уведомила рекламодателей о том, что с 1 февраля начнёт удерживать 20% НДС с тех клиентов, которые не зарегистрированы как плательщики налогов. Об этом сообщил основатель Saldo Apps Радомир Новкович в своём посте.
Закон, который в том числе регламентирует финансовые взаимоотношения между рекламодателями и иностранными платформами и обязывает всех пользователей платформы, независимо от формы ведения бизнеса, перечислять НДС, действует с 1 января 2022 года. Глава финансового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев включил Apple в перечень компаний, через которые украинцы заплатили наибольшую долю так называемого «налога на Google».
Отсюда возникает закономерный вопрос: почему компания, которая уже два года находится в условиях нового налогового режима, начинает прямо сейчас внедрять практику удержания НДС с рекламных расходов?
Мы отправляли запрос в пресс-службу Apple, но ответа не получили. В январе 2022 года Apple повысила цены в App Store в связи с вступлением закона в силу. При этом, как пояснила ProIT CMO агентства цифрового маркетинга Promodo Валерия Лавская, списания с карт, привязанных к рекламным аккаунтам, до сих пор производились без учёта налога.
Публикация вызвала бурные дискуссии в IT-среде: часть участников сообщества опасается, что такие изменения могут подтолкнуть предпринимателей к перерегистрации бизнеса в юрисдикциях с более выгодными налоговыми условиями.
Валерия Лавская добавляет, что в агентстве опасаются удорожания запуска рекламных кампаний для клиентов, поскольку в калькуляциях придётся закладывать большие бюджеты.
«Если реклама станет нерентабельной, это может привести либо к сокращению бюджетов и оборотов у индивидуальных разработчиков, либо к более радикальным шагам — перерегистрации компаний в других государствах», — предупреждает собеседница.
Другие участники обсуждения отмечают, что обязанность по уплате НДС уравнивает налоговую нагрузку для разных форм ведения бизнеса.
Предыстория
Закон № 1525-ІХ, который среди прочего устанавливает налоговые правила взаимодействия рекламодателя с платформой-нерезидентом, вступил в силу 1 января 2022 года.
Документ ввёл 20% НДС на цифровые услуги, которые иностранные компании предоставляют украинским пользователям и которые эти компании не оформляют в Украине как плательщики налогов. Это затронуло услуги таких корпораций, как Facebook (ныне Meta), Netflix, Google, YouTube, Amazon. Например, с 2022 года 20% НДС включается в цену подписки на Netflix или покупок в Steam. Также украинские компании, размещающие рекламу на площадках нерезидентов, обязаны платить НДС.
За период январь–сентябрь 2022 года от «налога на Google» государство получило 4,1 миллиарда гривен, а за такой же период 2023 года — уже 5,9 миллиарда гривен. По данным финансового комитета, наибольшие перечисления в бюджет обеспечили Google, Apple и Sony.
Помимо налога на услуги нерезидентов, с 1 января 2023 года украинские IT-компании стали облагать собственные продукты и сервисы налогом. К этому сроку истёк специальный налоговый режим для IT-индустрии, действовавший с 1 января 2013 по 1 января 2023 года.
Член комитета Ассоциации юристов Украины по IT, медиа и защите персональных данных Илона Чута подчёркивает:
«20% НДС для IT-сектора в Украине — достаточно высокая, но предсказуемая ставка. В странах ЕС ставки НДС колеблются от 17% до 27%, и обычно для IT-отрасли особых льгот не предусмотрено».
Авторы законопроекта называли две главные цели: привести украинское налоговое поле в соответствие с европейскими нормами и увеличить доходы бюджета.
«IT-компании тогда предлагали постепенное повышение, например, начать с 10%. Такой подход мог бы смягчить адаптацию IT-индустрии к европейской налоговой практике. Но обвинять государство в том, что оно не поддерживало IT, игнорируя при этом 10-летнюю налоговую льготу, было бы неправильно», — добавляет Илона Чута.
Важный момент: новый закон уравнял налоговые обязательства для разных правовых форм — и для ФОПов, и для ТОВ.
«В целом ставка в 20% вполне стандартна для оказания услуг в Украине. До принятия закона юридические лица уже платили 20% НДС, включали его в счета и сами перечисляли налог в бюджет, если у рекламодателей не было представительств в стране», — поясняет специалистка.
Это же отражено и в сообщении Apple:
«Если у вас уже указан действующий номер плательщика налогов, с вашего аккаунта 20% VAT удерживаться не будет».

Необходимость выравнивания налоговой нагрузки между различными формами бизнеса признаёт и бывший разработчик облачной службы Google Cloud Андрей Терещенко.
«Нельзя допускать ситуацию, когда разные типы контрагентов имеют радикально различную налоговую нагрузку. Это подрывает сам смысл налогового регулирования», — констатирует собеседник.
Во втором и третьем кварталах 2023 года объём экспортных поступлений снизился по сравнению с предыдущими годами: определяющее влияние оказало полномасштабное вторжение рф. Тем не менее в IT-среде признают, что поиск более благоприятной юрисдикции также сыграл свою роль.
«По отчётам Нацбанка, доходы IT-сектора впервые сократились — компании либо стали меньше зарабатывать или меньше официально показывать доходы, либо активнее релокацируют свои головные офисы и сотрудников в другие юрисдикции, платя налоги там. Причины — не только введение НДС, но и ряд других законов, включая мобилизационные меры. Военные риски тоже нельзя игнорировать», — отмечает Илона Чута.

Актуальна ли ещё смена юрисдикции?
Поиск другой юрисдикции ради налоговой экономии — распространённая практика. Поэтому крупные корпорации нередко регистрируют штаб-квартиры в Ирландии или на Виргинских островах, хотя их клиенты и руководство находятся в других странах.
Экс-программист облачной службы Google Cloud Андрей Терещенко отмечает:
«Даже гиганты вроде Microsoft и Google открывали подразделения в Нидерландах и Ирландии и платили там около 5% налога. Это многих не устраивало, поскольку значительная прибыль уходила в одну юрисдикцию за счёт недополучения налогов другими странами».
В ответ появилась идея международной координации, направленной на то, чтобы компании регистрировали юридические адреса там, где фактически ведут бизнес. В 2021 году в рамках переговоров ОЭСР 130 стран договорились о разработке единого налогового механизма (Global Tax Agreement).
Соглашение предусматривает введение глобального минимального налога в размере 15%. Реализация намечена на два этапа в 2023–2024 годах.

Кипр и Ирландия — среди подписантов соглашения. Просмотреть текущие ставки VAT можно по ссылке.
Ранее Кипр уже предпринимал шаги в сторону повышения прозрачности: для приведения практик в соответствие с европейскими нормами власти обязали бизнес раскрывать реальных владельцев.







